Тесты камер и программного обеспечения, статьи, экспертная оценка

Регистрация | Помощь

13 марта 2016 г. 27918 (4) 4

Olympus PEN-F – дизайн в стиле ретро и современные технологии

Константин Биржаков

Весной 2016 года на рынке цифровых гаджетов сложилась такая ситуация, что снимать фотографии способен любой современный смартфон или планшет, причём качества этих фото с избытком хватает не только для публикации в соцсетях, но и для печати ярких классных фотокарточек. Фотоаппарат как отдельное самостоятельное устройство всё меньше интересует широкую публику, пересыщенную фотками, фоточками и селфиками; он интересен либо тем, кто зарабатывает себе на жизнь фотографией, то есть профи, либо продвинутым любителям, техногикам и увлечённым энтузиастам, блогерам и журналистам. Словом, тем, кто при виде новой интересной камеры тут же задаст два резонных вопроса: а) что я получу за эти деньги? и б) чем это лучше, чем у меня сейчас?

Заметьте, не сколько у матрицы камеры мегапикселей, всем давно понятно, что там их очень много, а какой набор функций предлагается и почём. На одном англоязычном форуме мы нашли довольно ёмкий комментарий про Olympus PEN-F, перевожу дословно: «Нет микрофонного входа и съёмки видео 4K? Спасибо, не надо!». Да не нужно ему это 4K, и звук он будет записывать на внешнее устройство, как все серьёзные операторы, однако этот комментарий весьма точно подчёркивает общую тенденцию – пользователи хотят иметь модные навороченные функции, или, выражаясь на современном жаргоне, «гики любят фичи».

Итак, встречайте Olympus PEN-F: стильную небольшую беззеркальную камеру со сменной оптикой, выполненную в ретро-дизайне плёночных фотоаппаратов 1960-х, с впечатляющим набором самых современных технологий внутри и таким набором функций и настроек, что не то что рассмотреть, а просто перечислить их все целой статьи не хватит. Здесь и сенсорный поворотный экран, и удобный видоискатель, и Wi-Fi, и куча творческих фильтров, и мгновенный уверенный автофокус, и суперрежим 50 мегапикселей, и стабилизатор на основе сдвига матрицы. А как вам скорость 10 RAW в секунду, брекетинг всего на свете, в том числе фокуса, вспышки, баланса белого, арт-фильтров, экспозиции и ISO? И прибавьте к этому ещё TimeLapse 4K, HDR и мультиэкспозицию! Да, жарить тосты эта камера пока не умеет, и хорошо, ведь нам с вами и этих всех функций хватит, чтобы с удовольствием погрузиться цифровой мир стильного гаджета. Интересно? Тогда приступим.

Видеопрезентация Olympus PEN-F – наша передача ФотоОгонь!

Мы подготовили видеообзор стильной фотокамеры Olympus PEN-F. В ролике приведен обзор основных функций фотоаппарата, а также некоторые примеры фото и видео. Фильм снят автором и является приложением к данной статье.

Предлагаем также подписаться на наш канал «Фото Огонь!», чтобы всегда быть в курсе всех наших обновлений.

Методика тестирования

Все снимки сделаны на камеру Olympus PEN-F (прошивка 1.0) в комплекте с объективами 17мм, 12–40 мм и 75 мм, подробное описание оптики см. ниже в параграфе про объективы. Карта памяти SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10, формат файлов RAW. Мы использовали программу Olympus Viewer 3 для конвертации файлов RAW в формат TIFF 16-bit и работали с ними в Lightroom 6.4 (в марте 2016 г. в программах Adobe ещё не было поддержки RAW камеры PEN-F). Все фото приводятся без художественной обработки, для портретов была проведена необходимая ретушь. Снимки, где в кадре само устройство, в большинстве случаев сняты на Canon 5D Mark II. Спасибо виртуальной выставке фотоиндустрии Photowebexpo за камеру Olympus PEN-F для данного обзора.

Основные особенности Olympus PEN-F

  1. Стильный ретро дизайн в духе плёночных фотоаппаратов 1960-х, полностью металлический корпус, поворотный сенсорный экран, отличная эргономика
  2. Высокое разрешение матрицы 20 Мп, низкий уровень шумов на высоких ISO
  3. 5-осевой стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы для фото и видео
  4. Возможность съёмки фото в режиме Super-HD с разрешением 50 Мп
  5. Широкие возможности настройки камеры согласно предпочтениям пользователя
  6. В продаже большой выбор объективов для байонета Микро 4/3
  7. Видео Full HD с битрейтом до 77 Мбит/с., и широким выбором форматов с различной частотой кадров – 60p, 50p, 30p, 25p или традиционным для кинематографа 24p

Эргономика и управление

Ретро 1960-х годов – это очень красиво и стильно. Камера однозначно привлекает к себе внимание, несмотря на то, что к нам на тест пришёл вариант с чёрным корпусом, а бывает ведь ещё более эффектный серебристый металлик. На самом видном месте гордо красуется надпись – OLYMPUS PEN. Про то, что на самом деле камера зовётся «Пэн-Ф» забываешь и называешь её просто «Пэн». Обратите внимание, как выполнена лампочка подсветки автофокуса – создаётся впечатление, что это окно оптического видоискателя, как в плёночных камерах.

PEN-F весьма комфортно лежит в руке, несмотря на свои сравнительно компактные размеры, ведь у неё нет свойственного зеркалкам хвата для правой руки. Кнопка включения расположена очень удобно – слева на верхней грани камеры, а не справа, где всё и так перегружено различными колёсиками и кнопочками, кстати, колёсики металлические, как и сам корпус. Поэтому включать и выключать камеру весьма комфортно, к тому же сразу видно, включена камера или нет. А благодаря функциям энергосбережения можно её вообще тумблером не выключать – девайс засыпает и не расходует энергию. Разумеется, это тонко настраиваться в меню.

У камеры хорошо продуманная эргономика, всё управление делается правой рукой, например указательным пальцем удобно нажимать кнопку спуска затвора и, снимая в режиме М, менять значение диафрагмы с помощью большого колеса управления, расположенного вокруг кнопки спуска затвора. Рядом расположена кнопочка включения записи видео, она спрятана в специальной шахте, так что случайно на неё нажать при всём желании не получится. Рядом находятся ещё два колеса управления, правое (что побольше) служит для компенсации экспозиции, левое (что поменьше) используется для смены параметров или навигации в меню, его довольно удобно крутить большим пальцем.

Отдельно хочется сказать про колесо компенсации экспозиции, которое находится на краю камеры и которое имеет неприятную особенность сбиваться в момент, когда фотограф кладёт камеру в сумку или в карман, да и просто вертит её в руках. У этого колеса нет фиксатора, крутится оно очень легко, поэтому настройки компенсации экспозиции часто сбиваются и начинаешь снимать со значением, скажем, +1. В итоге каждый раз перед съёмкой нужно проверять, не сбилось ли колесо. Это не шутка и не придирка – во время наших тестов колесо сбивалось очень часто, выручал как всегда незаменимый формат RAW на постобработке, ведь в пределах +- 1 EV всегда можно с лёгкостью исправить экспозицию.

На краю корпуса, на небольшом выступе, расположена настраиваемая кнопка Fn1, удерживая её и вращая большое колесо управления можно менять формат записи снимков, RAW или JPEG. Очень хорошо, что функциональных кнопок много и на них можно в меню назначить и другие удобные для себя функции.

Ближе к центру верхней панели, около горячего башмака, находится большой диск выбора режимов съёмки (iAuto, P, A, S, M, видео и C1–C4). Это колесо крупнее остальных, и его можно заблокировать специальной кнопочкой. Однако на практике этот диск и разлоченный случайно не сбивается, чего не скажешь про колесо компенсации экспозиции (вот можно было бы как-нибудь вообще отключить эту функцию?). Инженеры Olympus решили выделить на главном колесе целых четыре пользовательских режима (C1–C4), тем самым подчёркивая, что камера – крепкий орешек, и вам придётся денёк или два колдовать над ней, чтобы настроить всё под себя, а потом примерно месяц запоминать, какую функцию на какую кнопку вы настроили.

На передней панели камеры находятся видоискатель, программируемая кнопка Pn2, джойстик управления и кнопки входа в меню, увеличения, просмотра и удаления снимков, расположение этих кнопок удобное и стандартное для большинства современных камер.

Видоискатель

У PEN-F есть электронный видоискатель OLED с разрешением 2,360 тысяч точек с возможностью коррекции диоптрий в пределах -4,0 – +2,0. Стоить кадр с помощью видоискателя очень удобно, по краям выводятся параметры съёмки, такие как значение диафрагмы, выдержка, зона автофокуса, подтверждение автофокуса и т.д. Видоискатель не тормозит, он быстрый и чёткий.

Видоискатель получилось сфотографировать камерой телефона

При поднесении камеры к глазам основной экранчик выключается и управление моментально переходит на видоискатель. Однако при этом можно продолжать пальцем управлять камерой – например выбирать точку фокусировки касанием экрана. Это необычно, но оказалось чрезвычайно удобно на практике. Важно про эту возможность знать и ей пользоваться.

Экран

Экран у PEN-F поворотный и сенсорный c диагональю 7,6 см (3 дюйма) и разрешением 1037 тысяч точек. Экран вращается во всех плоскостях, что очень удобно при съёмке из нестандартных положений, например, наклонившись близко к земле или подняв камеру вверх над головой. Также поворотный экран незаменим при съёмке видео, это очень удобно! Разумеется, экранчик можно перевернуть на себя и снимать селфи, но чтобы корректно видеть своё лицо и строить кадр, нужно в меню в настройках включить опцию «Помощник Selfie» и делать портреты себя любимого или себя любимого в компании любимых :-) Здесь очень поможет сенсорный спуск затвора.

Сенсорный экран используется для настройки ключевых функций, например для выбора точки фокусировки или для включения W-Fi. Также с помощью тачскрина удобно увеличивать фрагмент изображения на экране или просматривать отснятые фотографии, ведь к управлению таким образом мы все привыкли в своих смартфонах.

Меню

Дизайн камеры PEN-F выполнен в стиле плёночных камер, поэтому на корпусе расположено много стильных крутилок и кнопок, ведь у плёночных фотоаппаратов в 1960-х годах никакого сенсорного меню не было. Как ни странно, но смена основных параметров в PEN-F происходит не с помощью этих самых крутилок и колёсиков, а с помощью меню.

Что-то не так – лезем в меню; и это меню – единственное, что сильно расстраивает при съёмке на PEN-F. Даже через неделю интенсивных съёмок продолжаешь путаться в настройках. Вроде бы всё логично и понятно, но настроек и параметров настолько много, а поменять и настроить их можно настолько разными способами, что путаешься в них очень быстро.

Например, попробуйте найти, как в меню сменить качество RAW на JPEG. Любой фотолюбитель, даже опытный профессионал потратит на эту нехитрую операцию в первый раз немало времени. Кто мешал инженерам просто написать слово «КАЧЕСТВО» или что-нибудь наподобие «QUAL», да и в конце концов «КАЧ.» было бы неплохо, а не рисовать треугольник? Да, качество выбирается в пункте меню с пиктограммой треугольника, в то время как все остальные пункты меню подписаны по-человечески.

Соотношение сторон снимков

Можно снимать c соотношением сторон [4:3] (стандартное), [16:9], [3:2], [1:1] или [3:4]. Например, если снимать в RAW, но при этом установить в меню соотношение сторон 16:9, камера при просмотре на экранчике (или на телевизоре по HDMI) всё равно отобразит кадр в пропорциях 4:3, но при этом белой рамкой выделит участок кадра 16:9. Это довольно сильно отвлекает при просмотре фотографий – рамка достаточно толстая, и не понятно, как отключить эту рамку при просмотре, скорее всего никак.

Мало того, в программе Olympus Viewer 3 эта рамка также отображается, навязчиво и контрастно, как на RAW, так и JPEG файлах, и также совершенно не понятно, как это отключить – часовое копание в настройках и опциях программы результата не дало. Как вы думаете, а отображается ли эта рамка, если запустить слайд-шоу? Нет, в слайд-шоу рамка не отображается, здесь нам повезло.

Байонет Микро 4/3 и объективы

В Olympus PEN-F используется байонет Micro Four Thirds (Микро 4/3). Для этого байонета существует большой парк оптики с очень привлекательными характеристиками. Иногда пользователи называют формат Микро 4/3 «Двойной кроп», так как кроп-фактор составляет 1:2, то есть размер матрицы ровно в раза меньше, нежели полный кадр. Соответственно, и объективы в два раза меньше по размерам и легче полнокадровых собратьев, только вот стоят они, к сожалению, не в два раза дешевле, как хотелось бы. Зато фокусное расстояние в эквиваленте считать просто – умножаем значения на 2 :-)

К нам на тест камера поступила в комплекте с тремя объективами:

Съёмка портрета

Для съёмки портрета в камере есть функция обнаружения лиц, но не только лиц, а ещё и зрачков, чтобы повысить точность фокусировки. Мало того, фотограф может выбрать правый или левый зрачок для точного наведения фокуса при съёмки на широко открытых диафрагмах. Для портретов в полный рост мы использовали объектив 12-40, для крупных планов — фикс 75 мм. Мы протестировали возможности PEN-F во время прогулки по зимнему Санкт-Петербургу. Начав съёмки днём, продолжили в уютном тёплом кафе и завершили уже в сумерках. Иногда камера слегка пересвечивала кадр, в основном это наблюдалось при съёмке на фикс 75 мм.

Автобаланс белого справляется отлично, телесные тона проработаны хорошо. То же самое можно сказать про Auto ISO – вечером или в условиях недостаточной освещённости можно положиться на автоматику и не беспокоиться за качество фотографий.

Портрет днём

Портрет в кафе

Портрет при недостаточном освещении

Снимаем репортаж

Olympus PEN-F — отличное решение для съёмки репортажа. Камера лёгкая и удобная, если заранее настроить Auto ISO и включить автофокус, можно снимать навскидку, и все кадры получатся резкими и чёткими, что очень порадовало. Для съёмки репортажа отлично подходит объектив 12-40 мм, им можно снимать как общие планы, так и портреты. Посмотрите наши снимки, многие сделаны в тёмноте в режиме Auto ISO, но при этом они отлично сбалансированы и цифровой шум на них не сильно заметен.

Вечерняя прогулка по зимнему Питеру

Скоростная съёмка

Скоростная съёмка в PEN-F реализована отлично, есть 2 режима: H, со скоростью примерно 10 кадров/сек и режим L, 5 кадров/сек. Также есть режим скоростной серии 20 кадров RAW, этот режим реализуется с помощью электронного затвора и чем-то напоминает съёмку видео.

Главное, что нужно помнить, снимая в режиме скоростной съёмки – выдержка. Если есть желание заморозить объект съёмки в кадре – лучше заранее выставить нужное ISO, выдержку покороче и диафрагму пошире. Камера снимает серию из 30 кадров примерно за 3 секунды до заполнения буфера, после чего продолжает снимать примерно 1 к/с до заполнения карты памяти.

Фокусировка

В PEN-F реализована 81-точечная система контрастного автофокуса с возможностью выбора точки фокусировки. Можно выбрать схему фокусировки, например 9 точек (группа зон), нормальная (одна зона) или маленькая (одна зона). Также реализованы такие полезные функции как фокус пикинг для фокусировки вручную и возможность фокусировки в выбранной точке с использованием касания сенсорного экрана, что очень удобно при съёмке предметов или пейзажей со штатива.

Фокусируется PEN-F феноменально быстро! Навёл – снял, прочему-то не ожидаешь такой скорости от камеры; потом, разумеется, моментально привыкаешь, как и ко всему хорошему. Автофокус работает почти всегда корректно, особенно удобно снимать портреты в режиме автоматического определения лиц в кадре. Кроме режима определения лиц можно выбрать режим приоритета глаз. В этом режиме можно выбрать, на какой глаз (правый или левый) при съёмке портрета камера будет фокусироваться. Самое главное — не запутаться в этих режимах, и в первые дни освоения камеры быть аккуратнее с настройками.

Отдельно стоит отметить режим следящего автофокуса для видео, он работает отлично. В нашем видоефильме мы привели пример следящего фокуса – обычный сюжет – девушка идет по улице навстречу оператору. Фокус четко держится на ее фигуре. Также в этом фрагменте можно оценить работу стабилизатора изображения, так как съёмка намеренно велась с рук.

Матрица

PEN-F оснащен 20-мегапиксельным сенсором без фильтра низких частот. Матрица поддерживает высокие показатели динамического диапазона при низком уровне визуальных шумов. Инженерам Olympus действительно удалось добиться отличных результатов! На PEN-F можно смело снимать с высокими значениями ISO и цифровой шум будет приемлемым на значениях ISO 3200 и 6400. Также камера очень хороша при ночной съёмке видео — отличная детализация и крайне низкий уровень шумов.

Тестирование чувствительности ISO

Диапазон чувствительности: от пониженного ISO 80 (LOW) до впечатляющих 25600 с шагом в 1/3 или 1 EV, шаг можно настроить в меню.

Мы протестировали, как камера снимает со всеми значениями чувствительности ISO. Ради эксперимента мы отключили шумоподавление на высоких ISO в меню камеры и выставили следующие параметры съёмки: приоритет диафрагмы A, F/9, RAW, авто баланс белого, фокусное расстояние 40 мм, использовали автофокус. По щелчку – кроп 1:1.

80 200 250
320 400 500
640 800 1000
1250 1600 2000
2500 3200 4000
5000 6400 8000
10000 12800 16000
 
20000 25600

Стабилизатор изображения

PEN-F оснащен продвинутой системой стабилизации изображения, которая по заверению разработчиков способна компенсировать до 5 ступеней экспозиции. Стабилизатор может работать как в автоматическом режиме во всех направлениях, так и чётко по горизонтали или, наоборот, по вертикали, что очень удобно при съёмке видео. В целом стабилизация помогает при съёмке с рук на длинных выдержках и при съёмке видео. Но полностью полагаться на стабилизацию все же не стоит – лучших результатов можно добиться, если дополнительно подсветить объект при плохих условиях освещения, а для видеосъёмки установить камеру на штатив.

Говоря про стабилизатор, следует упомянуть про такую функцию, как «Анти-шок». Это не режим работы стабилизатора, это всего лишь некая дельта по времени от полного нажатия кнопки спуска затвора до фактического спуска затвора для нейтрализации возможных вибраций, возникающих при работе затвора. (используется электронная первая шторка затвора). Если всё время включать этот режим, создается ощущение, что камера слегка подтормаживает, поэтому мы в большинстве случаев использовали обычную покадровую съёмку, а для ночных пейзажей ставили камеру на штатив и использовали автоспуск с задержкой 2 секунды.

В камере есть также и беззвучный режим, он пригодится, чтобы не привлекать к себе внимание. Постоянно снимать в нём неудобно, так как не чувствуется привычная отдача в виде звука срабатывания затвора – сделан кадр или нет? – и продолжаешь с усилием давить на кнопку, хотя камера уже сняла их дюжину.

Съёмка видео

Новомодного режима съёмки 4K в камере нет, зато настроить формат Full HD можно в широких пределах. PEN-F может записывать видео FullHD 1080/60p при битрейте 52 Мбит/с, если снизить частоту кадров до 30p, битрейт можно поднять до 77 Мбит/с. Встроенный стереомикрофон неплохо записывает звук, однако это никак не альтернатива внешнему рекордеру с микрофоном хорошего качества.

Мы снимали в режимах FullHD 50p, формат файла MPEG-4 AVC/H.264. Кроме того, во время записи видео при желании можно использовать все художественные фильтры и цветные и монохромные обработки в виде эмуляции съёмки на плёнку. Для этого на диске выбора режимов есть специальная пиктограммка с видеокамерой – это специальный режим для съёмки видео. Мы в большинстве случаев снимали видео в режиме M или А.

Серьёзные видеооператоры будут расстроены отсутствием входа для внешнего микрофона и выхода на наушники. Также из минусов следует отметить, что камера не позволяет использовать Авто ISO во время записи видео, что было довольно неожиданно и весьма неудобно в сложных условиях освещения.

При съёмке видео можно использовать непрерывную автофокусировку, чтобы держать объект в фокусе. PEN-F фокусируется медленно, однако фокус не прыгает с объекта на объект и не дёргается, хотя при слабом освещении камера фокусируется неуверенно. Автофокус отлично работает при съёмке компании друзей или семейных сценок, когда люди не перемещаются быстро по всему кадру, также отлично справится для съёмки ведущего, например для блога или какой-то передачи.

При съёмке с рук очень выручает стабилизатор изображения. Стабилизатор для видео может работать в двух режимах – Mode 1 и Mode 2. Эти режимы отличаются тем, что в Mode 1 работает двойная стабилизация – цифровой стабилизатор + физический сдвиг матрицы, что может привести к значительной обрезке картинке по краям. Если выбрать Mode 2, то будет работать только сдвиг матрицы, без цифровой стабилизации, и картинка обрезаться не будет.

Если объектив поддерживает технологию PowerZoom, то рычаг, который расположен под колесом выбора режимов и обычно вызывает на экран кривые, может использоваться для зумирования во время съёмки видео.

Профессионалы оценят такую фишку, как тайм-код: при съёмке видео на PEN-F можно включить запись тайм-кода. Начинающим пользователям и фотолюбителям это ни к чему совершенно, а вот для серьёзной работы, особенно для съёмки сюжетов несколькими камерами, тайм-код будет весьма полезен.

Примеры съёмки видео с автофокусом и стабилизатором приведены в нашем ролике.

Time Lapse 4K

Функцией интервальной съёмки, или Time Lapse, сегодня никого не удивишь, однако Olympus PEN-F умеет клеить Time Lapse в режиме 4K. Лучше всего снимать Time Lapse в режиме ручного фокуса, заранее настроившись на нужной точке кадра. При съёмке с автофокусом камера при съёмке каждого следующего кадра будет фокусироваться заново, что в итоге будет заметно в итоговом клипе. В какой-то мере этот эффект можно исправить программно, используя стабилизацию в программе Adobe Premiere или After Effects.

Пример съёмки Time Lapse приведен в нашем ролике, разумеется, была применена конвертация в Full HD.

Расширенный динамический диапазон – HDR

В PEN-F неплохо реализован режим HDR. Есть 2 режима:

Обычный кадр HDR1
Обычный кадр HDR2

Брекетинг

Говоря про расширенный динамический диапазон, мы как правило говорим про съёмку с брекетингом экспозиции для склейки классического HDR. Однако инженеры Olympus пошли намного дальше, в результате камера способна снимать с брекетингом всего чего угодно:

Про эти шесть функций следует написать отдельную статью и провести отдельное исследование, поэтому в рамках данного обзора мы ограничимся просто перечислением тех возможностей, которые нам предлагает PEN-F.

Съёмка с высоким разрешением Super-HD

В PEN-F реализована возможность съёмки с высоким разрешением Super-HD, что позволяет добиваться великолепной детализации снимков, разрешение при этом составит примерно 50 Мп. Так как матрица в камере имеет разрешение всего 21 Мп, то используются возможности стабилизатора за счёт микросдвига матрицы: во время съёмки камера очень быстро делает 8 кадров, каждый раз сдвигая матрицу на расстояние менее пикселя и затем объединяет отснятые изображения в один кадр. Мы получаем в итоге чёткий снимок, который, однако, от обычного кадра отличается только разрешением; визуально на экранчике, телевизоре или на мониторе компьютера отличия найти непросто. Этот режим может быть полезен для печати пейзажей большим форматом, например фотообоев в гостиную.

Есть и ограничения: во-первых, этот режим работает только для JPEG, а во-вторых, он предназначен для пейзажной или предметной съёмки, снимать движущиеся объекты или людей в этом режиме не получится или будет непросто. Если съёмка велась в RAW+JPEG, камера всё равно склеит JPEG с высоким разрешением, а файлы RAW сохранит на карте памяти, в теории и при большом желании их можно потом соединить самостоятельно при обработке в специальной программе от Olympus.

Настраивается съёмка Super-HD в двух местах. Сперва надо в меню настроить задержку по времени, чтобы камера при нажатии кнопки спуска затвора не сразу кинулась делать снимки, а подождала несколько секунд – так будет исключен смаз из-за дрожания камеры от нажатия кнопки. Затем в выборе режима драйва нужно выбрать самый правый значок с решёткой – так включится Super-HD. Это всё сделано весьма грамотно, вот бы инженеры сделали такую же настройку для съёмки с брекетингом экспозиции – вот этому точно цены не было бы.

Мы сделали тестовый снимок храма Спаса на Крови в Петербурге. Сравните разрешение обычного снимка и супер-разрешение Super-HD.

JPEG, обычное разрешение.
По щелчку – 1920х1080
JPEG, Super-HD
По щелчку – 1920х1080
JPEG, обычное разрешение.
По щелчку – 1:1
JPEG, Super-HD
По щелчку – 1:1

Творческие функции и фильтры

Любители творчески обработать свои фотографии найдут в Olympus PEN-F огромный простор для самовыражения. Тут есть как творческие функции, такие как HDR и мультиэкспозиция, которые настраиваются в меню, так и огромное количество различных фильтров, такие как Поп арт, Пинхол, Зернистость и т.д. Вот лишь некоторые из фильтров:

Зернистость II Пинхол II Светлая Тональность
Поп Арт II Пинхол III Диорама
Кросс Процесс Кросс Процесс II Легкая Сепия
Расшир. Тональность Расшир. Тональность II Key Line
Key Line II Акварель Винтаж
Винтаж III Частичный цвет + COLOR(1) Поп Арт

За творчество отвечает колесо управления художественными фильтрами на передней грани камеры – здесь можно настроить съёмку в ч/б (с имитацией применения различных светофильтров), отрегулировать насыщенность цветов во всей фотографии, а также тонко управлять каждым оттенком цвета в отдельности.

Под колесом выбора режимов есть рычажок, который вызывает на экран гистограмму, с помощью которой можно регулировать света и тени в пределах до +-7 ступеней, сделав картинку либо очень контрастную, либо, наоборот, излишне блёклую.

Кстати, колесо управления творческими фильтрами тоже частенько случайно задевается и сбивается, и неожиданно вы начинаете снимать в режиме Кросс Процесс. Это прикольно, и иногда даже к месту, но лучше все-таки следить за настройками!

Режимы работы колеса творческих фильтров

Колесо управления художественными фильтрами располагается на передней грани камеры и имеет 5 положений:

Редактирование с помощью кривых

В камере PEN-F есть отдельный рычажок, который расположен под диском выбора режимов и который позволяет редактировать изображение с помощью кривых, наподобие одноимённого инструмента программы Photoshop.

Можно независимо друг от друга редактировать света и тени в пределах +- 7 ступеней экспозиции. Вряд ли серьёзные фотографы будет этой функцией пользоваться, и очень жаль, что инженеры Olympus выделили для неё целый рычажок на корпусе камеры, а не пункт меню, что было бы логичнее. Рычажок куда интереснее было бы использовать для десятка других полезных действий, например, увеличения фото на экране, смены точки фокусировки и так далее.

Сюжетные программы для новичков

Может показаться, что в камере нет сюжетных программ для начинающих фотолюбителей, а где же всеми любимые сюжеты Портрет, Пейзаж, Снег, Море, Фейерверк и так далее? Есть и такая буква в этом слове! Но не всё сразу и не всё очевидно.

Чтобы снимать с помощью сюжетных программ, нужно на режим C4 (на главном колесе выбора режимов) эти программы назначить в настройках. Конечно в настройках, где же ещё, это же Olympus PEN-F! Вот перечень доступных сюжетных программ:

Непонятно одно – зачем потребовалось сюжетные программы прятать так далеко, вместо того чтобы на диске выбора режимов вместо «С4» просто и честно написать что-нибудь наподобие «СЮЖ» или нарисовать красивую пиктограммку?

В нашем видеофильме приведён пример работы с творческими фильтрами.

Управление камерой по Wi-Fi

Подсоединив к камере смартфон или планшет под управлением Android или iOS, можно управлять большинством функций съёмки, удалённо делая снимки, удобно просматривая композицию кадра на своём устройстве. Соединение происходит быстро и уверенно, сложностей не вызывает. Конечно, нужно заранее установить на своё устройство бесплатное приложение Ol Share.

Приложение позволяет регулировать все параметры съёмки, что выгодно отличает PEN-F от многих других камер, в которых управление с помощью смартфона ограничено. А здесь мы можем выбирать и режим драйва, и режим съёмки (iAuto, P, A, S, M), и чувствительность ISO, и баланс белого, и выдержку, и диафрагму, и, разумеется, точку и способ фокусировки. Красота!

Можно посмотреть снимки в камере и скопировать выбранные себе на устройство. К сожалению, электроника не позволяет переписывать на смартфон файлы RAW, автоматически на лету конвертируя их в JPEG. Вероятно, это будет исправлено в новых версиях прошивки. И если фотограф в путешествии весь день снимал в RAW, а вечером захотел какие-то снимки опубликовать в своем блоге, то в помощь ему конвертация RAW в JPEG прямо в камере, хорошо, что такая функция предусмотрена.

В нашем видеофильме мы привели пример управления камерой со смартфона.

PEN-F и компьютер. Программа Olympus Viewer 3

Olympus Viewer 3Как уже было отмечено выше, на момент работы над данным обзором, в марте 2016 года, поддержки формата RAW камеры Olympus PEN-F не было ни в одном RAW-конвертрете, в том числе в одном из самых популярных и нашем любимом Adobe Lightroom 6. Поэтому мы использовали бесплатную программу Olympus Viewer 3, которую загрузили с официального сайта Olympus и с помощью которой конвертировали RAW в 16-битный формат TIFF, и уже эти TIFF легко импортировали в библиотеку Lightroom 6.4, где уже с ними работали. Так как формат нашего обзора не подразумевает художественную обработку снимков, мы просто готовили кадры для этой статьи и нашего видеоролика.

Просмотр фото Обработка RAW
Сравнение двух фотографий Работа с картами

Тем, кто привык по нескольку часов в день работать в других RAW-конвертерах, программа от Olympus покажется медлительной и неудобной. Особенно расстраивает обработка RAW – все изменения применяются к фотографии с задержкой примерно 3-4 секунды, здесь не получится как в том же Lightroom 6 тонко «играть» с настройками – каждый раз после сдвига регулятора того или иного параметра нужно подолгу ждать и гадать – применились ли обработки, или нет. В результате работа с фотографией превращается в мучение. При попытке обрабатывать фото с отображением в масштабе 1:1 программа наглухо упала.

При установке программы понадобится ввести серийный номер камеры, который можно найти на корпусе фотоаппарата. Обзор возможностей программы Olympus Viewer 3 выходит за рамки данного исследования, тем более, что этот обзор рискует превратиться в длинный перечень неудобств и минусов данного приложения. Зато программа бесплатная и отлично понимает формат RAW камеры PEN-F.

UPDATE (17 марта 2016 г.) Сегодня вышли обновления сразу двух RAW-конвертеров, в которых предусмотрена поддержка Olympus PEN-F. Например Adobe Lightroom 6.5.

Аккумулятор

PEN-F комплектуется батареей BLN‑1 ёмкостью 1220 мАч, заряда аккумулятора хватает примерно на 300-320 снимков. В камере предусмотрен режим экономии энергии, при котором, по заверению разработчиков, заряда хватит примерно на 700-750 снимков. Это тоже не очень много, и серьёзным пользователям следует приобрести дополнительный аккумулятор, а ещё лучше батарейную ручку (ECG-4), с которой к тому же снимать удобнее. Заряжается аккумулятор в зарядном устройстве от сети 220 V.

Выводы

Olympus PEN-F – для творческих людей, кто не боится настроек и всяческих экспериментов. Для тех, кто ценит дизайн, стиль, имидж и продуманную эргономику. Для тех, кто идёт в ногу со временем и следит за современными технологиями. И, наконец, для тех, кому важно отличное качество снимков и кто понимает, как его получить на практике. Снимая на PEN-F чувствуешь, как приходит вдохновение, фотоаппарат не хочется выпускать из рук, хочется сделать ещё один кадр, а затем ещё серию. Эта камера не для съёмки в режиме Авто. Конечно, автоматический режим здесь тоже имеется, но удовольствие от PEN-F кроется именно в её тонкой настройке под себя и свои предпочтения и съёмке в творческих режимах. Нам камера очень понравилась, и мы с удовольствием провели две недели, снимая тестовые кадры для этого репортажа.

Плюсы

Минусы

Оценки по 10-бальной шкале от FotoExperts

  1. Эргономика – 7
  2. Меню настроек – 7
  3. Качество исполнения корпуса – 10
  4. Качество съёмки фото – 9
  5. Качество съёмки видео – 9
  6. Китовая оптика – 7
  7. Экран, видоискатель – 10
  8. Работа автофокуса, фото – 9
  9. Съёмка с высокими значениями ISO – 7
  10. Аккумулятор – 6

Итого: 81%. Отличный выбор для техногиков, для требовательных новичков и любительской съёмки на продвинутом уровне. Для профессиональной съёмки рекомендовать сложно, хотя здесь всё зависит от личных предпочтений.

Для кого, по нашему мнению, Olympus PEN-F?

Для кого, по нашему мнению, Olympus PEN-F?

В нашей работе нам помогали

* * * Приложение * * *

Основные технические характеристики OLYMPUS PEN-F

Камера
Материал корпуса Алюминий
Крепление объектива Микро 4/3
Сенсор изображения
Тип 4/3'' МОП - сенсор реального изображения
Эффективных пикселей 20,3 Мегапикселей
Фильтр Цветной фильтр (RGB)
Формат изображения и область 4:3 / 17,4 x 13,0 мм
Полное разрешение 21,8 Мегапикселей
Процессор
Тип TruePic VII
Видоискатель
Тип Электронный видоискатель
Количество пикселей 2,360 тысяч точек
Диоптрийная коррекция -4,0 - +2,0 Диоптрий / Встроенный тип
Поле зрения Прибл. 100 %
Увеличение Макс. 1,23 x с объективом 50 мм, на бесконечность при диоптрии -1 (в зависимости от выбранного стиля видоискателя)
Настройка яркости Технология адаптивной яркости / Ручная настройка: +/- 2 уровня
Настройка цветовой температуры +/- 3 уровня
Режим Live Preview
Площадь покрытия кадра Приблизительно 100 %
Уровни увеличения 3 / 5 / 7 / 10 / 14 x
Стабилизатор изображения
Тип Сдвиг сенсора
Режимы 5-осевая, вертикальная или горизонтальная активация, автоматическая
До 5 шагов EV (CIPA)
Система фокусировки
Метод Контрастный автофокус
Область фокусировки 81 зон / Все зоны, Группа зон (9 точек), Одна зона (нормальная), Одна зона (маленькая)
800 зон / Ручной выбор в режиме Увеличенного просмотра
Режимы
  • Ручной фокус
  • Покадровый автофокус
  • Следящий автофокус
  • Покадровый автофокус + ручной фокус
  • Следящий автофокус
Подсветка автофокуса Да
Зона управления автофокусом Да (включения/выключения с двойным нажатием на заднем мониторе)
Ручной фокус Да; С расширенной зоной вокусировки или фокус пикингом
Расширение определения лиц
  • Автофокус с детекцией глаз: Выкл
  • Приоритет левой стороны
  • Приоритет ближнего края
  • Приоритет правой стороны
Следящий автофокус Да; Доступно в режиме следящего автофокуса
Фокус пикинг
Выбор цвета Белый, черный, красный, желтый
Чувствительность Высокий / Средний / Низкий
Эффект засветки Вкл. / Выкл.
Система экспозиции
Режимы
  • Программный Авто
  • Приоритет диафрагмы
  • Приоритет выдержки
  • Ручной
  • От руки
  • Время
  • Live Composite
  • i-Auto
  • Сюжетные программы
  • Художественные фильтры
  • Фото история
  • Видеосъемка
  • HDR
  • Мой режим
Компенсация экспозиции +/- 5 EV (1, 1/2, 1/3 ступеней)
Примечание: экран и ЭВИ отображают только ±3 EV.
Брекетинг экспозиции 2 / 3 / 5 кадров (+/- 1/3, 2/3, 1 ступени EV)
7 кадров (+/- 1/3, 2/3 ступеней EV)
ISO брекетинг 3 кадра (1/3, 1/2, 1 ступени EV)
HDR брекетинг 3 / 5 кадров (+/- 2 / 3 ступени EV)
7 кадров (+/- 2 ступени EV)
Сюжетные программы
Количество сюжетных программ 24
Мультиэкспозиция
Макс. количество кадров 2 кадра (съемка)
3 кадра (редактирование)
Экспозамер по способу измерения освещенности объекта
Метод TTL замер с открытой диафрагмой
Зоны 324 зоны Многосегментная система
Диапазон фокусировки -2 - 20 EV (17mm f2.8, ISO 100)
Режимы
  • ESP экспозамер
  • Точечный экспозамер
  • Центрально-взвешенный экспозамер
  • Светлая зона
  • Тень
Чувствительность
Авто ISO LOW (80) - 25600 (настраивается, по умолчанию ISO LOW - 1600)
Ручной ISO LOW (80) - 25600 шагом в 1/3 и 1 EV
Выдержка
Тип затвора Затвор в фокальной плоскости с компьютерным управлением
Автоспуск 2 сек / 12 сек / Пользовательский
Диапазон выдержки 1/8000 - 60 сек (шагом в 1/3, 1/2, 1 EV)
Режим "От руки" До 30 минут (настраивается через меню, по умолчанию 8 минут)
Composite mode Макс. время съемки: 3 ч
Снимок в высоком разрешении Super HD
Тип затвора Электронный затвор
Выдержка 1/8000 - 8 сек
Отложенный старт 0, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2, 4, 8, 15. 30 сек
Разрешение JPEG: 8160 x 6120 / RAW: 10368 x 7776
Экв. 50Мп матрице (8 снимков объединены в одно JPEG-изображение с использованием сдвига матрицы)
Доступно в режимах P/A/S/M
Режим "Антишок"
Тип затвора Электронная первая шторка затвора
Выдержка 1/320* - 60 сек
Отложенный старт 0, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2, 4, 8, 15, 30 сек
* Для скоростей свыше 1/320 сек автоматически используется механический затвор
Тихий режим
Тип затвора Электронный затвор
Выдержка 1/16000 - 60 сек
Отложенный старт 0, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2, 4, 8, 15. 30 сек
Баланс белого
Система Авто баланса белого Система детекции с МОП-сенсором реального изображения
Ручной баланс белого (в одно касание) Да
Брекетинг баланса белого 3 кадра / +/- 2, 4, 6 ступеней майред
Устанавливаемый баланс белого Может быть зарегистрировано 1 значение в Кельвинах (2000K - 14000K)
Значения предустановок
  • Лампа накаливания
  • Флуоресцентный 1
  • Дневной свет
  • Вспышка
  • Облачность
  • Тень
  • Под водой
Серийная съемка
Скорость (H) Прибл. 10 кадров/сек
Скорость (L) 5 кадров/сек
Макс. количество кадров 16 кадров (RAW)
До полной емкости карты памяти (JPEG/Large Normal)
Управление Colour Profile
Насыщенность +/- 5 уровней 12 цветов
Пользовательские предустановки 3 (Свет и тень можно комбинировать)
Вспышка
Тип Съемная вспышка с возможностью отражения (связанный)
Режимы
  • Авто
  • Ручной
  • Ручной (Полный, 1/4, 1/16, 1/64)
  • Подавление "красных глаз"
  • Медленная синхронизация со снижением эффекта "красных глаз"
  • Медленная синхронизация
  • Медленная синхронизация по 2-й шторке
  • Заполняющая
  • Отмена вспышки
  • TTL-авто
  • FP Ручной
  • FP TTL Авто
Компенсация вспышки +/- 3 EV / 1/3, 1/2, 1 ступени EV
Ведущее число 12.9 (ISO 200)
Синхронизация 1/250 сек / 1/8000 сек (Super FP)
Монитор
Тип монитора LCD-дисплей с переменным углом - Сенсорная панель
Размер 7,6 см / 3,0'' (3:2)
Разрешение 1.037 тысяч точек
Настройка яркости +/- 7 уровней
Цветовой баланс +/- 7 уровней Насыщенный(по умолчанию) /Натуральный
Форматы записи
RAW 12 Бит
5184 x 3888
5184 x 3888 Высокое качество (сжатие: 1/4)
5184 x 3888 Нормальный (сжатие: 1/8)
RAW и JPEG Да; параллельная запись
JPEG Да
Формат изображения 4:3 / 3:2 / 16:9 / 6:6 / 3:4
EXIF 2.2
MPO (3D) Да
Система записи видео
Формат записи MOV(MPEG-4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG)
Временной код Методы временного вложения Rec run и Free run
Режим стабилизации изображения Да; Сдвиг сенсора (5-осевой)
M-IS1 (Сдвиг матрицы и электронный стабилизатор изображения с многокоординатным стабилизатором)
M-IS2 (Сдвиг матрицы с многокоординатным стабилизатором)
HD Качество видео Full HD 1920 x 1080 (16:9) / 30p, 25p, 24p / ALL-I(A-I), IPB(SF, F, N) (MOV)
Full HD 1920 x 1080 (16:9) / 60p, 50p / IPB(SF, F, N) (MOV)
HD 1280 x 720 (16:9) / 60p, 50p, 30p, 25p, 24p / ALL-I(A-I), IPB(SF, F, N) (MOV)
ALL-I (A-I: ~ 77Mbps)
IPB (SF: ~52Mbps, F: ~30Mbps, N: ~18Mbps)
HD 1280 x 720 (16:9) / 30p (MOV)
Качество видео 640 x 480 / 30p (AVI Motion JPEG®)
Максимальное время записи 29 мин (MOV)14 мин (SD) / 7 мин (HD) (AVI Motion JPEG®)
Макс. размер файла 4 ГБ (AVCHD)
2 ГБ (Motion-JPEG)
Система записи звука
Встроенный микрофон Стерео
Формат записи Стерео РСМ/16 бит, 48кГц, формат Wave
Запись комментария 30 сек
Динамик Да
Функции микрофона
  • С подвалением шума
  • Громкость записи
  • Ограничитель динамического диапазона
  • Перезапись звука
Интерфейс
"Горячий башмак" Да
Медиа Совместимость карт памяти SD (SDHC, SDXC, UHS-I/II
HDMI™ Да; Микро-коннектор Тип Д
Высокоскоростной USB порт Да
Комбинированный видео и USB выход Да; Выбор NTSC или PAL
Беспроводное соединение WiFi
Функции Wi-Fi
Простое подключение Настройка QR-кода
Беспроводная съемка
  • Режим Live Preview
  • Выключить
  • Просмотр записи
  • Автоспуск
  • Сенсорный автофокус
  • Режимы управления параметрами экспозиции P/A/S/M
  • Режим "От руки"
  • Зум
  • Запись видеоролика
  • Live Composite
Источники питания
Аккумулятор BLN-1 Аккумулятор
Режим ожидания 1, 3, 5, 10 мин. и выкл. выбор
Срок службы батареек Прибл. 330 кадров (при использовании батареи BLN-1 и карты TOSHIBA SD с включенным стабилизатором изображения, на основании стандартов тестирования CIPA)
Запись видеоролика 80 мин (стандартные требования JEITA) 140 мин (при отключенных функциях зума или прочих функциях управления)
Размер
Размеры (ШхВхГ) 124,8 x 72,1 x 37,3 мм (без выступающих частей)
Вес 427 г (вкл. батарею и карту памяти)
373 г (только корпус)

Видеофильм про этнопарк «Кочевник», снятый на PEN-F

В Сергиево-Посадском районе Московской области рядом с поселком Хотьково появился интересный культурный проект — этнопарк «Кочевник». Под открытым небом расположился уникальный парк! Здесь можно познакомиться с аутентичными жилищами, бытом, традициями и культурой кочевых народов России. Фильм снят на камеру Olympus PEN-F. Режиссёр: Никита Биржаков, март 2016

© Константин Биржаков, март 2016 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны авторами.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения автора.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»: Текст от 13.03.2016, 22:29

Комментарии

Алексей (гость сайта) :: 20 марта 2016

Константин, как всегда отлично и исчерпывающе. Жаль, слишком тактичная критика. Камера очень спорная, особенно учитывая её стоимость.
Тем не менее, спасибо за обзор.

Игорь (гость сайта) :: 16 мая 2017

К данной камере не существует батарейной ручки, а то что указано ECG-4 это ручка для удобного хвата без какого либо дополнительного функционала

Виктор (гость сайта) :: 14 июня 2017

Очень хороший обзор! Приятно читать детальный разбор, практически по винтикам. Очень хочется увидеть обзор также на камеру Olympus OM-D E-M5 mark II. Матрица и проц там вроде те же, но эргономика другая. И желательно с китовым тревэл-зумом 14-150. Примеряюсь именно к этой камере и системе в пику Никону д5500 (принципиален откидной/поворотный экран)... Вопрос в том насколько визуально велика разница в динамическом диапазоне матрица между этими камерами и насколько реально ее нивелировать Олимпусовским расширителем диапазоном. Уж больно грамотно Олимпусы...

Спасибо за высокую оценку нашей работы! Мы старались. К сожалению, работа с представительством Olympus пока не особо налажена, однако мы планируем что-нибудь потестить в будущем. Теста Olympus OM-D E-M5 mark II не предвидится.

Dina (гость сайта) :: 17 июня 2017

При нажатии на спуск камера издает неприятные шумы как у неработающего телевизора. Это норма?

Ваш комментарий:
Смайлы Комментарий
Максимум 1000 знаков
Ваше имя: *
Ваш e-mail:
Не публикуется. Укажите e-mail, если хотите получить ответ редактора на свой комментарий
Повторите
секретный код:
 *